Управляем цветом

Мне очень часто задают вопросы типа: "Посмотри, нормально ли все с цветом?", "Что нужно сделать, чтоб цвет был правильным?"

Попробую разобрать, что же такое нормальный цвет и как его сделать правильным.

На схеме примерно изображены основные манипуляции с цветом а процессе работы с макетами. Как видите, от начала работы до выхода тиража проходит несколько раз преобразование цвета. Картинка кликабельна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь и далее подразумевается, что мы работаем с цветным изображением. Я его буду называть макет для краткости. Как оно создано, не имеет никакого значения.

Будем также рассматривать два основных цветовых пространства, принципиально отличающихся друг от друга: RGB и CMYK. Другие цветовые модели, например, Lab, IndexColor и некоторые другие, не  представляют интереса, поскольку однозначно переводятся в RGB.

На что влияет цветовой профиль

Цветовой профиль - это алгоритм преобразования цвета. Цвет, заложенный в изображении, постоянно подвергается изменениям. Вы открываете макет - в это время его представление меняет цветовой профиль, зашитый в видеокарте, - драйвер видеокарты. Отправили на печать - начинает трудиться "цветовой профиль" принтера - драйвер печати, поставляемый производителем принтера. Преобразовали из одного цветового пространства в другое - включается цветовой профиль, заложенный в ПО. И далее начинается все с начала.

Самое важное для работы с цветом добиться одинакового представления любого макета в любом цветовом пространстве на всех этапах работы с ним, или проще говоря, видеть на экране и на листе бумаги одинаковую картинку. Скажу сразу, решение этой проблемы нетривиальное.

В зависимости от того, какой алгоритм заложен в профиле, в соответствии с ним и будет преобразовано изображение.

Немного теории о свете и цвете

Рассмотрим как образуется цвет на разных носителях. Существует два типа носителей: которые светятся (мониторы) и которые отражают (бумага). Их принципиальное отличие заключается в том, как формируется белый свет на первых и белый цвет на вторых.

Аддитивная палитра в мониторах

Тут надо вспомнить курс школьной физики. Для того, чтобы получить белый свет, нужно сложить (add) красный, зеленый и синий цвета. Так получается белый свет в аддитивной палитре RGB. Уменьшенная яркость того или иного цвета (или правильнее - света) будет давать оттенок. Зная это и представляя, как должны выглядеть чистые цвета на мониторе, мы можем подстроить изображение на экране "на глазок". Монитор должен позволять настраивать не только общую яркость и контрастность, но и каждый канал в отдельности. Точная настройка делается с использованием специального оборудования.

Современные мониторы даже среднего класса могут быть настроены достаточно хорошо даже без использования возможностей графических адаптеров.

Субтрактивная палитра на бумаге

Почему бумага белая? Потому что на нее падает белый свет. Если на нее будет падать только красный, для нас белая и красная бумага станут одноцветными. Но красная бумага останется красной и в белом свете.

Причина этого кроется в том, что бумага не светит, а только отражает то, что может отразить. Так в нашем примере белая бумага отражает все, в том числе и красный свет, а красная - только красный. При попадании только красного света обе бумаги отражают его одинаково, и мы видим это одинаково. В белом свете красная бумага потому и красная, что отразит только красный. То есть, чтобы получить белый цвет на бумаге, мы должны убрать (subtract) с нее все, что поглощает белый свет даже частично.

Таким образом, глобальная задача - определить сколько какой краски нужно налить на бумагу, чтобы она отразила ровно столько света, сколько нам показывает монитор.

Отчего зависит цвет при печати

Если с монитором все более-менее определено, то с печатью все намного сложнее. Перечислю основные факторы, влияющие на цвет в офсетной печати:

  • пигментация красок;
  • оттенок и качество бумаги;
  • настройка препресс-процесса;
  • настройки формных процессов;
  • состояние печатной машины и ее настройки;
  • влажность и температура в помещении;
  • цветовой охват;
  • восприятие цвета печатником (да-да, печатники печатают по-разному);
  • и другие факторы.

Список может быть весьма длинным. Часть процессов мы можем контролировать, часть нет. Мы не можем контролировать пигментацию красок. Соответственно под разные краски нужна разная подготовка.

В цифровой печати такая же картина. Разные печатные устройства печатают по-разному, струйная и лазерная печать дают разные картинки.

Цветоделение и цветокоррекция

Это процессы, направленные на приведение макета к тому состоянию, из которого получается желаемый отпечаток.

Цветокоррекция - это когда я хочу напечатать синее яблоко, а у меня только фотография красного.

А вот теперь вспомним, что у нас уже есть монитор, который показывает правильно свет, и мы каким-то образом получили синее яблоко - сделали цветокоррекцию. Теперь его надо правильно напечатать, то есть физически перевести макет из аддитивной палитры на мониторе в субтрактивную палитру на бумаге. И мы очень хотим получить достаточно синее яблоко!

Что происходит далее с макетом? Он как-то преобразуется в такой вид, что печатный станок или принтер понимают сколько какой краски куда нужно положить. Вот этот процесс и называется цветоделением. В его основе лежит цветовой профиль, в соответствии с которым и происходит цветоделение макета.

В офсетной печати процесс цветоделения делается в полуавтоматическом режиме под контролем определенных параметров. Подробнее об этих  параметрах рассказано в требованиях к макетам. Часто после цветоделения делается дополнительная цветокоррекция.

При печати на цифровых устройствах и принтерах этот процесс контролирует полностью драйвер печати. Тем не менее оператор тоже может контролировать этот процесс. Даже в самом простом драйвере есть контроль яркости и контрастности печати. В более продвинутых -  регулировок намного больше. Об этих возможностях нужно читать в руководстве пользователя.

Кто должен делать цветоделение

Если посмотреть требования типографий к макетам, часто видим фразу: "Принимаем только CMYK". Этой фразой типография полностью снимает с себя ответственность за соответствие цвета в макете и на бумаге. Это значит, типография не уверена в результате своей работы. Если вы получили синее яблоко фиолетового цвета, это значит неправильно сделано цветоделение, а так как типография его не делала, значит она тут ни при чем. Чтобы правильно сделать цветоделение, нужно хотя бы знать, какой профиль для этого нужен.

Большинство дизайнеров, не говоря уже о простых пользователях, не скажут точно, какой профиль нужно использовать при переводе из RGB в CMYK. Сколько из них знают чем отличается Euroscale Coated от Coated FOGRA39? И только немногие попросят у типографии цветовой профиль, который они используют.

Требовать от дизайнера сделать качественно цветоделение равносильно тому, что когда вы пришли за хлебом, а вместо этого получили муку и дрожжи. У кого-то получится испечь булку, а у кого-то не очень.

А нужно ли цветоделение?

"Конечно нужно!" - скажут почти все. Я соглашусь, если речь идет об офсетной (или флексо-) печати. И только в том случае, если вы полностью уверены в том, что знаете как и на чем будет печататься тираж.

Так случилось, что многие мои работы сейчас печатаются за рубежом, в разных типографиях и на разном оборудовании. Получить оттуда данные о техпроцессе почти невозможно. Естественно в таких условиях не может быть и речи о цветоделении.

Цветоделение и цифровая печать

Это мои наблюдения и рассуждения.

Цифровые устройства печати (принтеры, плоттеры и т.п.) чаще всего работают под управлением драйвера и печатают в 4, 6 или 8 красок.

Так как они создавались для простой печати цветных изображений, разработчиками скорее всего априори принято, что используют эту технику люди, которым важен полученный быстро результат, и которые не особо вникают в тонкости различий RGB и CMYK, то есть в большинстве своем печатают макет в RGB-палитре. Этим пользователям точно нет дела до состава чернил или тонера.

Соответственно, позаботиться о правильности печати синего яблока может только производитель, а пользователю и знать о настройках цвеоделения не надо, если напечатано так, как нужно. Но на случай привиредливости в отношении цвета нужно дать некую свободу выбора настроек.

Скорее всего, производители так и рассуждали на первых порах, но эти же алгоритмы перекочевали и в более серьезную технику, давая позьзователю расширенные настройки управления процессом печати. Как бы это ни странно было, но результат печати на "цифре" из RGB-макета более близок к макету, чем при переводе его в CMYK.

Не следует рассматривать эти рассуждения, как призыв к действию, тем более у меня не было возможности испытать все модели принтеров, но если вы хотите добиться хороших результатов, следует рассмотреть печать из RGB с подстройкой драйвера, как один из путей решения проблемы.