Глубокий чёрный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этой статье будет рассмотрен один очень старый вопрос о том, как при полноцветной офсетной печати добиться красивого "глубокого" чёрного цвета.

Как обычно, обозначение цветов в CMYK (X, X, X, X) в процентах, и стараемся соблюдаем технологию.

Для тех, кто не любит читать

CMYK (41, 31, 31, 100) - серый CMY + чёрный.

CMYK (50, 0, 0, 100) - для офсетной печати с низким растискиванием.

CMYK (30, 0, 0, 100) - для офсетной печати с высоким растискиванием.

Для любознательных

Кто тесно сталкивался с офсетной печатью, замечали, что при печати чёрной плашки или крупных заголовков цветом (0, 0, 0, 100) они выглядят серыми или не достаточно чёрными. Если попросить печатника "сделать их почернее", то почернее станут и все фотографии. Значит, на этапе печати без нарушения технологии сделать чернее чёрный не получится.

И тут самое время вспомнить, что в нашем распоряжении есть ещё 3 краски: голубой, пурпурный и жёлтый.

Немного о балансе красок

Не секрет, что при офсетной печати подача краски регулируется печатником. Ключевой вопрос, как определить правильное количество краски. Субтрактивная палитра CMY позволяет получить чёрный цвет, смешав все три компонента. То есть, можно добиться таких условий, при которых градиент от (0,0,0,0) до (0,0,0,100) можно напечатать только красками CMY. Выделяют несколько важных контрольных точек на этом градиенте: 25% (света), 50% (полутона) и 75% (тени) чёрного.

Остановимся на полутонах. Логично предположить, что аналог (0,0,0,50) в CMY будет где-то рядом с (50,50,50,0). Так же логично, что отклонение по любой краске будет давать какой-либо оттенок. В процессе офсетной печати есть растискивание. Логично, что значения должны быть как минимум меньше на 2/3 от величины растискивания. Второе предположение то, что оптически более значимый цвет должен быть более насыщенным, чем остальные. То есть C должно быть больше, чем M и Y. А дальше анализ опыта других, эксперименты, пробы.

В итоге всей этой работы было достигнуто весьма хорошее соответствие K=50% при значении (41,31,31,0). Это подтверждено и практикой.

Используя примерно ту же методику и рассуждения, получают значения для светов и теней.

Почему чёрный не чёрный?

В основе любых офсетных (и не только) красок обычно используется состав, нейтральный по цвету, например, прозрачный, в который затем добавляется соответствующий пигмент. Так и в чёрную краску добавляется пигмент. И хоть считается, что чёрная краска кроющая, тем не менее, она прозрачная. Это и дает на бумаге ощущение серости при печати. Возникает желание добавить в чёрный еще чёрного. Рассмотрим несколько источников чёрного, плюсы и минусы каждого варианта.

Двойной накат черного

Реализация.

Лист прогоняется через машину второй раз при отключенных CMY и немного прослабленном K.

Плюсы.

  • В чёрный добавляется чёрный - идеальный вариант.

Минусы.

  • Должно быть идеальное попадание точка в точку.
  • Должно быть минимальное растискивание краски.
  • Должна быть минимальная деформация листа после первого прогона и сушки.
  • Двойное время печати.

Добавление в чёрный 50% серого CMY

Реализация.

В процессе цветокоррекции макета в нужных местах (0,0,0,100) меняется на (41,31,31,100).

Плюсы.

  • В чёрный добавляется серый - хорошее решение по цвету.
  • При соблюдении технологии изменение оттенка в чёрном не будет.
  • Не нужно делать пятый прогон через красочный аппарат.

Минусы.

  • Сложно печатать выворотки без треппинга.
  • Обязательно нужно делать треппинг по CMY на краях плашек.
  • Высокая вероятность шаблонирования по всем краскам при сложных спусках.

Добавление в чёрный голубого

Я бы сказал, что это старый дедовский метод, успешно используемый на любом печатном оборудовании. Голубой цвет наиболее близок к черному по плотности.

Реализация.

Цвет (0,0,0,100) меняется на любой цвет от (30,0,0,100) до (60,0,0,100) в зависимости от растискивания.

Плюсы.

  • Не нужно делать пятый прогон через красочный аппарат.
  • Намного легче печатать выворотки даже без треппинга.
  • Суммарное покрытие краской менее 200%.
  • Никогда не будет грязного чёрного цвета.

Минусы.

  • Всегда получается холодный чёрный цвет.

Почему важен баланс серого?

Казалось бы, что ничего не мешает добавить в краску более простые композиции CMY. Например, (50,50,50,0). Однозначно - нет! Любые композиции с преобладанием M и Y дают "грязный" чёрный от морковного до коричневого оттенков, которые никак нельзя назвать "глубоким" чёрным.

Подводя итоги

Как видите, сложная на первый взгляд проблема имеет весьма простое решение, которое дает хороший результат и сведет на минимум вероятность испортить тираж на стадии печати.

Какое решение принять, часто зависит от ситуации.